ЗаключениеСтраница 1
Гуманистическая психология, или движение третьей силы, положила начало изображению человечества, радикально отличному от изображения его в психоанализе или бихевиоризме. Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучении психического здоровья.
Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.
Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.
Гуманистические ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы [2]. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека.
ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ:
реализация
своих целей,
способностей,
развитие
собственной
личности
ПОТРЕБНОСТИ САМОУВАЖЕНИЯ:
компетентность, достижение успехов,
одобрение, признание, авторитет
ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ:
принадлежать к общности, находиться рядом
с людьми, быть признанным и принятым ими
ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:
чувствовать себя защищенным, избавиться от страха
и неудач, от агрессивности
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ)
ПОТРЕБНОСТИ:
голод, жажда, половое влечение и другие
Рисунок 1 - Схематическое представление иерархии потребностей Маслоу
Источник: А.Маслоу, “Мотивация и личность”.- СПб.: Евразия, 1999г.
Приложение 2
Примеры метапотребностей по Маслоу
Метапотребность |
Характеристики |
Целостность |
Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок |
Совершенство |
Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность |
Завершение |
Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок |
Закон |
Справедливость, незапятнанность, порядок, законность |
Активность |
Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование |
Богатство |
Дифференциация, сложность |
Простота |
Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура |
Красота |
Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство |
Доброта |
Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность |
Уникальность |
Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна |
Напряженность |
Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, совершенство |
Игра |
Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость |
Истина, честь, реальность |
Открытость, простота, богатство, честная и незамутненная красота, завершенность, сущность |
Самонадеянность |
Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, что быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам |
Реориентационный тренинг в кризисных ситуациях
Одна из главных задач реориентационного тренинга - выявление сильных сторон каждого человека, его "экспертных зон". Усилия тренера направлены на то, чтобы помочь человеку ощутить те зоны опыта, в которых он является экспертом, и затем опираться на них в поиске новых возможностей. Данный реориентационный тренинг разработан на о ...
Содержание
Во введении
обосновывается актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы проблема, гипотеза и цель, определены задачи и методы исследования, даны характеристики теоретической новизны и практической значимости работы.
В первой главе
“История и современное состояние проблемы восприятия эмоциональных явлени ...
Исследование влияния сказки на словесно-логическое
мышление старших дошкольников. Констатирующий этап
эксперимента
В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1).
Таблица 1 Список детей
Контрольная группа
Экспериментальная группа
имя ребенка
возраст
имя ребенка
возраст
Даша Я.
6 лет 4 мес. ...