Заключение
Страница 1

Гуманистическая психология, или движение третьей силы, положила начало изображению человечества, радикально отличному от изображения его в психоанализе или бихевиоризме. Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучении психического здоровья.

Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.

Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

Гуманистические ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы [2]. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека.

ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ:

реализация

своих целей,

способностей,

развитие

собственной

личности

ПОТРЕБНОСТИ САМОУВАЖЕНИЯ:

компетентность, достижение успехов,

одобрение, признание, авторитет

ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ:

принадлежать к общности, находиться рядом

с людьми, быть признанным и принятым ими

ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:

чувствовать себя защищенным, избавиться от страха

и неудач, от агрессивности

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ)

ПОТРЕБНОСТИ:

голод, жажда, половое влечение и другие

Рисунок 1 - Схематическое представление иерархии потребностей Маслоу

Источник: А.Маслоу, “Мотивация и личность”.- СПб.: Евразия, 1999г.

Приложение 2

Примеры метапотребностей по Маслоу

Метапотребность

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Закон

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Дифференциация, сложность

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

Красота

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

Доброта

Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

Напряженность

Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, совершенство

Игра

Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, честная и незамутненная красота, завершенность, сущность

Самонадеянность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, что быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

Страницы: 1 2


Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Современные отечественные исследователи считают, что для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов. Исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе предполагает рассмот ...

Начало развития античной психологической мысли
Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на челов ...

Результаты исследования их обработка и обсуждение. Опрос-анкетирование
Мы опросили 52 респондента-потребителя (N= 52) из них 26 мужчин и 26 женщин в возрасте от 23 до 45 лет, материально обеспеченных с высшим образованием, предлагая проранжировать шкалу значимости эмоций. Ранжирование шкалы показало, что женщины (n=26) чаще отдавали предпочтение (65% из числа опрошенных) таким эмоциональным реакциям как: Р ...