ЗаключениеСтраница 1
Итак, мы разработали тест-опросник, предназначенный для диагностики уровня тревожности у студентов последних курсов. Мы определили надежность, валидность теста, выявили вопросы, которые необходимо исключить из теста. Произведенные расчеты позволяют сделать вывод, о том, что созданный и проверенный опросник соответствует требованиям к тестам. www.psexplorer.ru
Проведенное исследование позволило скомпоновать блоки вопросов, которые могут рассматриваться как средство для анализа уровня тревожности.
Конечно, разработку данного опросника нельзя признать завершенной - для его стандартизации требуются значительно большие выборки, - но что касается его структуры, то она представляется достаточно оптимальной.
В заключении надо сказать, что этот опросник может быть использован прежде всего там, где есть возможность - либо в индивидуальной консультации, либо в групповой тренинговой работе - соотносить те или иные методические (коррекционные) средства с индивидуальными особенностями испытуемого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора
Опросник состоит из 60 утверждений. Предъявляется испытуемому как набор карточек с утверждениями.
Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны - «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.
Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
У меня редко бывают запоры.
У меня редко бывают головные боли.
Я редко устаю.
Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
Я уверен в себе.
Практически я никогда не краснею.
По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
Я краснею не чаще, чем другие.
У меня редко бывает сердцебиение.
Обычно мои руки достаточно теплые.
Я застенчив не более, чем другие.
Мне не хватает уверенности в себе.
Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
Мой желудок сильно беспокоит меня.
У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
Мне нередко снятся кошмарные сны.
Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
Меня весьма тревожат возможные неудачи.
Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
Я работаю с большим напряжением.
Я легко прихожу в замешательство.
Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
Я склонен принимать все слишком серьезно.
Я часто плачу.
Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
Я часто испытываю чувство вины.
У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
Даже в холодные дни я легко потею.
Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
Я человек легко возбудимый.
Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
Я почти все время испытываю чувство голода.
Ожидание меня нервирует.
Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
«Гипер…» – (от греч. над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутсвую ...
Культурно–антропологическая интерпретация личности
Для психологии значение культурно-антропологических интерпретаций личности является, однако, иллюзорным: они неизбежно ведут к антипсихологизму. Уже в 40-х годах Линтон указывал на возникающую здесь трудность, которая состоит в том, что культура реально существует лишь в своей концептуализированной форме как обобщенный "конструкт&q ...
Восприятие
Если человек, воспринимая нечто, может определить, что "оно соленое", то это называют ощущением; если он говорит, что это нечто — "соленый огурец", то речь идет о восприятии. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную дея ...