Исследование влияния социальных факторов на становление личности ребенка
Цель наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой деятельности на становление личности ребенка.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5—6 лет проводились в игре в «больницу», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.
Игра происходила следующим образом:
Сабина М. (5 лет 4 мес.): «У меня живот заболел».
Наташа Н. (5 лет 5 мес.): «Что случилось? Надо обратиться в больницу, давайте поймаем такси».
Данил С. (5 лет 7 мес.): «Я схожу за машиной (ловит «машину»)».
Максим К. (5 лет 5 мес.) сидит за рулем: «Куда надо ехать?»
Данил: «В больницу. У дочки живот заболел».
Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».
Галя С. (5 лет 5 мес.): «А кто будет врачом?»
Настя М. (5 лет 6 мес.) подходит к детям: «Я буду врачом» (побежала в «больницу»).
Данил: «Все, приехали».
Дети выходят из машины и идут в «больницу».
Настя: «Заходите, заходите. На что жалуетесь?»
Сабина: «У меня живот болит».
Настя: «Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру» (подает градусник).
Сабина измеряет температуру.
Ира: «Доктор, что с ней?»
Настя достает градусник и смотрит температуру: «Не волнуйтесь, ничего страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол» (выписывает рецепт и подает).
Ира: «Спасибо».
Сабина: «До свидания».
Сюжетно-ролевая игра позволила малышам (Сабина М., Наташа Н., Данил С., Галя С., Настя М.) понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Воплощение замысла в игре происходит путем решения игровых задач. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры об распределении ролей.
Содержание выступает отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план
Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.
Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится белее длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)
Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения
Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми
В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.
Когнитивная психология
Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сло ...
Итоги
В ходе нашего исследования нами были подобраны и проведены методики, направленные на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу, а также бы ...
Особенности эмоционального развития
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Личность формируется в процессе многообр ...