Результаты исследования и их обсуждение. Динамика частоты сердечных сокращений при индивидуальных занятиях аутотренингом.
При обучении и занятиях аутотренингом в течение двух недель у испытуемой наблюдались следующие значения частоты сердечных сокращений.
№ занятия |
ЧСС до аутотренига |
ЧСС после аутотренинга сразу |
ЧСС через 10 минут после аутотренинга |
Эффект аутотренинга, изменение состояния: + есть, – нет |
1 |
87 |
84 |
87 |
– |
2 |
90 |
66 |
87 |
+ |
3 |
93 |
72 |
90 |
+ |
4 |
84 |
63 |
90 |
+ |
5 |
90 |
87 |
93 |
–(утро, бодрость) |
6 |
80 |
78 |
93 |
+ |
Из представленных результатов видно влияние аутотренинга на эмоциональное состояние, определяемое по ритму сердца как в начале обучения аутотренингу, так и при определенном опыте проведения занятий. Происходит снижение частоты сердечных сокращений к концу занятия аутотренингом.
Влияние подтверждается данными субъективного самоотчета. При проведении занятия №6 с контролем пульса во время всего занятия с помощью прибора «Барьер-РОК1», несмотря на незначительное уменьшение ЧСС во время занятия, наблюдалось уменьшение разброса длительности отдельных кардиоинтервалов при аутотренинге в сравнении с исходными значениями: начальный диапазон – 70÷88 ударов в минуту, при аутотренинге 69÷81 удар в минуту. Происходит изменение не только ЧСС как общего показателя ритма сердца, но и структуры сердечного ритма.
Результаты по опроснику нервно-психического напряжения соответствуют 48 баллам. Они позволяют отнести мкеня к группе лиц со стадией нервно-психического напряжения, обозначаемой как НПН-2. Такая стадия соответствует в целом адаптированности моего организма к учебным нагрузкам. На этой стадии аутотренинг является эффективным средством психопрофилактики и коррекции эмоциональных гнарушений.
Внутренний диалог как проявление смыслового
переживания матери
Диалогический подход как новый тип научного мышления, складывающийся на рубеже XIX—XX вв. в русле гуманитарного знания, обозначается в современной науке как неклассический. Вместо субъект-объектных отношений, что характерно для классического типа рациональности, в исследованиях, выполненных на основе данного подхода, все большее значени ...
Закономерности историко-психологического процесса
Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики.
Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. В русле этого подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представ ...
Характеристика отдельных форм неврозов, направления психотерапевтической и
коррекционной работы. Неврастения
Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей, взрослых и подростков. Как считает Личко (1985), она чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуаций характера. Возникает при чрезмерных интеллектуальных и эмоциональных перегрузках.
Основные симптомы: повышенная утомляемость, раздражите ...