Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)Страница 1
Далее анализируются представления отечественных и зарубежных исследователей относительно проблемы репрезентации эмоций в сознании. Установлено, что эмоции осознаются, вербально перерабатываются и категоризуются языковой личностью ( В. И. Шаховский, 1991). Возможно существование как актуально, так и ретроспективно осознаваемых эмоциональных переживаний (Н.В. Витт, 1991). В настоящее время у многих ученых уже не вызывает сомнения, что психика, сознание, мышление и язык тесно взаимосвязаны и что в любом языке имеются эмотивные знаки, с помощью которых вербализуются, т.е. отражаются и выражаются эмоции. Становиться осознанным значит принимать вербальную форму (Ж. Пиаже, 1996). Слова и их употребление в конкретной ситуации позволяют различать субъекту не только собственные эмоциональные переживания, но и переживания других людей (Ю.М. Орлов, 1997). Таким образом, большинство исследователей единодушны в том, что эмоции выражаются и осознаются посредством речи. Способность человека к осознанию эмоциональных переживаний развивается в онтогенезе и связана с его личностным и профессиональным развитием. Анализ литературы по проблемам психологии личности и социальной перцепции показал, что эмоциональные явления связаны, во-первых, с мотивационно - потребностной сферой личности - в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Л.Н. Рожина, R. Buck). Во - вторых, в эмоциях представлено целостное отношение человека к миру - они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием личности, с личностными смыслами ( В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Сарджвеладзе, К. Изард, К. Роджерс). В - третьих, поведение личности (в деятельности, в общении) нередко опосредуется таким свойством личности, как эмоциональность (А.Е. Ольшанникова). И наоборот, было установлено, что личностные особенности опосредуют порождение и проявление эмоций. Так, в соответствии с личностным принципом, эмоции как психические явления могут быть поняты только в связи с их личностной обусловленностью ( Б. Ф. Ломов, 1984). Личностные свойства являются одним из существенных факторов, определяющих особенности восприятия субъектом собственных эмоций. В числе личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние на процесс восприятия субъектом эмоций в себе, большинство авторов указывают отношение к себе; особенности личности как субъекта общения; особенности ценностно-смысловой и эмоциональной сфер личности.
Во второй главе
“Методологические проблемы психологии восприятия эмоций” отмечается ряд трудностей методологического порядка, которые состоят в отсутствии разработанной методологии применительно к изучению проблемы восприятия человеком психической реальности как в себе, так и в другом, в частности, к описанию феноменологии процесса восприятия субъектом эмоциональных явлений. Отмечается, что неизбежным следствием этого является бедность методических приемов, направленных на исследование качественного своеобразия эмоций. Предложены пути преодоления этих трудностей. Они состоят, во-первых, в признании предпочтительности гуманитарного подхода к исследованию эмоциональных явлений, предполагающего не столько объяснение, выяснение каузальной закономерности рассматриваемого психического явления, сколько воссоздание эмоциональных переживаний во всем их внутреннем своеобразии. Во-вторых, в рассмотрении феномена восприятия как отношения в рамках субъектного подхода. Суть феномена восприятия как отношения состоит в обращении исследователя в первую очередь к опыту воспринимающего субъекта, выяснении того, как он относится к отражаемому объекту (В.Н. Мясищев, 1960), как он соотносит образ воспринимаемого объекта с уже имеющимся у него образом (А. Н. Леонтьев, 1979; У. Найссер, 1981; Д. Брунер, 1977, Е.В. Левченко, 1984). Именно в контексте субъектного подхода правомерно утверждение о том, что в процессе восприятия происходит осмысление, принятие, категоризация, т.е. осознание эмоций. В данной главе представлен критический анализ методов, традиционно используемых для изучения особенностей восприятия субъектом эмоций (как в себе, так и в другом), который подтвердил необходимость применения качественных методов в исследовании феноменологии восприятия эмоций, в частности, интроспективных и ретроспективных самоотчетов.
В третьей главе “
Результаты экспериментального исследования восприятия субъектом эмоциональных явлений в себе” изложены процедура исследования феноменологии восприятия субъектом собственных эмоций. Выбор конкретных методических приемов эмпирического исследования определялся следующими требованиями: 1. Особенности восприятия человеком эмоциональных явлений в себе могут быть выявлены двумя способами: а) при описании им актуально переживаемых эмоций; б) при описании субъектом эмоций в контексте целостной ситуации, некогда воспринятой. 2. Инструкция не должна ограничивать свободы выбора испытуемым смысловых единиц, через которые он предпочитает описывать эмоции. Данным требованиям отвечают метод свободного самоотчета об актуально переживаемых эмоциях и метод ранних воспоминаний личности Е.В. Сидоренко в соответствующей модификации. Они и выступили в качестве основных в исследовании. Интроспективный и ретроспективный самоотчеты позволяют обратиться к вербализованным структурам и осознаваемым конструктам воспринимающего эмоции (Е.Ю. Артемьева,1980). Таким образом, смысл процедуры исследования восприятия эмоций основывается на выявлении и анализе смысловых единиц информации об эмоциях, которую сообщает в письменных текстах испытуемый. Эти смысловые единицы были распределены по соответствующим 19 категориям контент-анализа. Основанием для их выделения выступил источник информации, на который предпочитает опираться субъект в процессе восприятия эмоциональных явлений. Через совокупность этих категорий и описывалась феноменология восприятия студентами-психологами и не психологами эмоций как в себе, так и в другом. В данных категориях реализуется две стратегии восприятия субъектом эмоций: стратегия внешнего и внутреннего наблюдателя. В качестве эмпирического индикатора категории выступает высказывание испытуемого, выражающее законченную мысль или чувство. В результате была составлена матрица категорий восприятия эмоций и их эмпирических индикаторов (общих для текстов интроспективных и ретроспективных самоотчетов) (см. таб. 1). Курсивом в таблице выделена дополнительная категория, которая была обнаружена при анализе текстов ранних воспоминаний личности; подчеркнутым курсивом выделены дополнительные для текстов свободных самоотчетов категории.
Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, явля ...
Проблема застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек.[12, c.47-48]
Рассказы застенчивых мальчиков и ...
Организационный план исследования
Сбор данных: 5 дней
Ввод данных в SPSS: 1 день
Обработка данных: 2 дня ...