Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)Страница 4
при реализации ими стратегии как внутреннего, так и внешнего наблюдателя. Осуществляя стратегию внешнего наблюдателя на данном уровне восприятия, математики старшего курса не осознают психомоторные проявления переживаемых эмоций, а также вегетативные изменения, сопровождающие эмоции ( 0 % выпускников и 12 % первокурсников при j - 1,71, р< 0,04). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия, математики-выпускники в меньшей мере, чем первокурсники, склонны осознавать типичность эмоций, их повторяемость в опыте переживаний ( 3,5 % и 20 % соответственно при j - 1,98, р< 0,02). Таким образом, изменения в характере восприятия собственных эмоций у студентов-математиков наблюдаются на уровне категориального восприятия, что можно объяснить спецификой их профессионального сознания, которая состоит в активизации логического уровня познания.
При исследовании феноменологии восприятия эмоций в себе на материале текстов ранних воспоминаний (ретроспективных самоотчетов (РС)) в целом по выборке обнаружено, что большинство испытуемых (47,7 %) чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия
. Они осознают эмоции как переживания отношения к объектам, событиям и жизненным ситуациям. Аналогичная тенденция выявлена при анализе ИС, что свидетельствует об устойчивости данной особенности восприятия субъектом эмоций в себе. 30 % испытуемых от общего числа на этом уровне восприятия осознают собственные эмоции через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира. Вероятно, испытуемым легче реконструировать свои эмоциональные переживания, описывать их качество через проекцию на какое-либо явление природы (например, “солнышко” “ласковые солнечные лучи”, “голубое небо”, “легкий ветер” и т.п.) или живой - неживой предмет (“огромная собака”, “запах костра, языки пламени”, “красивые медузы” и т.п.). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия
, 37 % испытуемых склонны осознавать их через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения. Аналогичная тенденция наблюдается при анализе ИС. На уровне категориального восприятиябольшинство испытуемых реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Так, 43, 2 % испытуемых склонны осознавать интенсивность переживаемых эмоций. 33 % испытуемых осознают причины переживаемых эмоций. Представленность этого источника информации в сознании отмечается у большего числа испытуемых по текстам интроспективных самоотчетов (53,7 %) . Вероятно, это объясняется трудностью реконструировать причины эмоций в силу такого мнемического процесса как забывание.
Сравнительный анализ подвыборок по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в предпочтении студентами -психологами и не психологами категорий, в которых проявляется стратегия внутреннего наблюдателя как на уровне категориального
, так и непосредственного восприятия
. Так, студенты-психологи в большей мере, чем не психологи, осознают амбивалентность (14,7 % при j - 2,23, р< 0,01), интенсивность (55,8 % при j - 1,74, р< 0,04), типичность переживаемых эмоций (14, 7 % при j - 2, 23, р< 0,01), а также причины, вызывающие эти переживания (53 % при j - 3,1, р< 0,001). Они в большей мере, чем не психологи, осознают эмоции через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения (44 % при j - 1,61, р< 0,05). Студентов-филологов отличает то, что они чаще, чем психологи, реализуют стратегию внешнего наблюдателя на уровне категориального восприятия
. Они склонны воспринимать эмоции через осознание эмоционального поведения в целом ( 20 % при j - 1,76, р< 0,04). Студенты-математики реже, чем психологи, реализуют стратегию внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия
эмоций. Они в меньшей мере осознают амбивалентность (3 % при j - 1,75, р< 0,04), интенсивность переживаемых эмоций ( 34, 3 % при j - 1,74, р< 0,04), а также причины, их вызывающие (12, 5 % при j - 2, 66, р< 0,001). Осуществляя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия
, математики в большей мере, чем психологи, осознают эмоции через изменения в протекании других психических процессов (20, 6 % при j - 2,37, р< 0,001), стремятся “привязать” эмоциональные переживания к мотивационно - потребностной сфере (48, 2 % при j - 2,99, р< 0,001). Таким образом, наибольшее количество различий в феноменологии восприятия эмоциональных явлений наблюдается между студентами- психологами и математиками, нежели филологами и психологами.
В результате анализа текстов РС было также установлено, что в процессе профессионального становления у студентов-психологов изменения в характере восприятия ими собственных эмоций обнаруживаются лишь на уровне непосредственного восприятия
при реализации стратегии внутреннего наблюдателя. Они состоят в том, что среди психологов старшего курса уменьшается число тех, кто осознает локализацию переживаемых эмоций в каком-либо органе (сердце, груди и т.п.) (0 % при j - 1,86, р< 0,03). У выпускников нет необходимости проецировать эмоции на сому. У студентов-филологов изменения в характере восприятия ими собственных эмоций обнаруживаются на уровне категориальногои непосредственного восприятия
Теоретические основы развития мышления. Понятие
мышления
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления — раскрытие отношений между ...
Теоретический обзор. Функции эмоций. Победительная
функция эмоций
Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его основа определяется латинским словом movere – смещать, двигаться.
Биологическое никогда не исчезнет в ...
Факторы, влияющие на формирование навыка
Эффективность научения или, точнее, выработки навыка в результате упражнений определяется многими факторами, среди которых: правильное распределение упражнений по времени, понимание, осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанн ...