Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)Страница 5
. На уровне категориального восприятиявыпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя, воспринимая эмоции через осознание их экспрессивных проявлений: звуковую и речевую экспрессию (37 % при j - 2,14, р< 0,01) и эмоциональное поведение в целом (20 % при j - 2,36, р< 0,001). Осуществляя стратегию внутреннего наблюдателя на данном уровне восприятия, филологи старшего курса в большей мере, чем первокурсники, предпочитают осознавать интенсивность переживаемых эмоций (54, 2 % при j - 2,36, р < 0,001). На уровне непосредственного восприятияфилологи-выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя, осознавая эмоции в единстве с объектами, явлениями окружающего мира. У студентов-математиков в процессе профессионализации изменения в характере восприятия ими эмоций в себе обнаруживаются на уровне непосредственного восприятия
. Реализуя на этом уровне восприятия стратегию внутреннего наблюдателя, выпускники в большей мере, чем первокурсники, осознают изменения в протекании других психических процессов, сопровождающих эмоции (20, 6 % при j - 2,37, р< 0,001). Это свидетельствует о том, что математики выпускного курса не только испытывают трудности с различением эмоций и других психических процессов, в частности, познавательных, но и “уходят” от качественного своеобразия эмоций в область их рационализации.
В четвертой главе
“Результаты экспериментального исследования восприятия субъектом эмоциональных явлений в другом” представлено описание феноменологии восприятия субъектом эмоций другого человека, а также исследуется взаимосвязь феноменологии восприятия субъектом собственных эмоций и личности.
Эмоции другого человека - специфический объект восприятия. В отличие от эмоций, которые субъект воспринимает в себе, эмоциональные переживания другого есть содержание его внутреннего мира, скрытого от стороннего наблюдателя. Тем не менее, источники информации об эмоциях других людей аналогичны тем, которые он использует при осознании собственных эмоциональных явлений.
В связи с этим описание феноменологии восприятия субъектом эмоций в другом осуществлялось через выделенные ранее категории. В целом по выборке обнаружено, что
воспринимая эмоции других людей, 41,1 % испытуемых испытывают трудности с их вербализацией. Отношение студентов-психологов и не психологов к процессу познания психической реальности другого человека, в частности его эмоций, разнообразно: от положительного, заинтересованного (55,7 %) до нейтрального (20,1 %) и даже отрицательного (11,3 %). Кроме того, некоторые указывают на возможность наблюдения за поведением других людей лишь при некоторых условиях (12,6 %). В качестве основного условия выступает эмоциональное состояние того, кто воспринимает. Описывая эмоции других людей, испытуемые используют набор понятий, ограниченный в основном терминами, выражающими базовые эмоции. Отображая эмоции других людей на уровне непосредственного восприятия,
испытуемые чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Здесь обнаруживается ассимилятивная тенденция. Они осознают эмоции других людей по аналогии с собственными, “приписывают” другому человеку то же эмоциональное состояние, которое переживают сами (40,7 %). На уровне категориального восприятия
эмоций в другом испытуемые чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции в другом через их экспрессивные проявления. Выявлены наиболее значимые для испытуемых данной выборки внешние проявления эмоций, которые привлекаются ими в процессе осознания эмоций других людей. Среди них речевые и звуковые средства экспрессии (34,5 %), выразительные движения, поза, эмоциональные действия человека (34,5 %), а также мимические средства экспрессии (31, 8 %).
Сравнительный анализ подвыборок по характеру профессиональной направленности сознания позволил установить ряд различий в феноменологии восприятия эмоций в другом. Так, на уровне категориального восприятия
студенты-психологи чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Они осознают интенсивность переживаемых другим человеком эмоций (33,3 % при j - 1,98, р< 0,02 в сравнении с филологами и при j - 2,07, р< 0,01 в сравнении с математиками), а также причины этих переживаний ( 25,9 % при j - 1,58, р< 0,05). На уровне непосредственного восприятия
студенты- психологи в отличие от математиков чаще осуществляют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции других людей в единстве с объектами, событиями и ситуациями (35 % при j - 2, 61, р< 0,001). Студенты-математики на уровне категориального восприятия
, в отличие от психологов, осуществляют
стратегию внешнего наблюдателя. Они получают знание о качестве переживаний другого человека через их внешние проявления в поведении в целом (50 % при j - 2, 31, р< 0,01) .
Понятийное поле теории К.Хорни
Невротические потребности – Это избыточные потребности
1) в любви и одобрении;
2) в руководстве партнера;
3) в четких ограничениях;
4) во власти;
5) в эксплуатировании других;
6) в общественном признании;
7) в восхищении собой;
8) в честолюбии;
9) в самодостаточности и независимости;
10) в безупречности и неопровержимости.
Ба ...
Возрастные кризисы
Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
Термин « кризисы ...
Групповая кризисная психотерапия ПТСР
Принципиально, групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличии от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только псих ...