Общие выводы
Страница 3

математики старших курсов чаще реализуют стратегию внешнего наблюдателя, на

уровне непосредственного восприятия

- стратегию внутреннего наблюдателя.

7. Установлено, что имеется единое феноменологическое основание для восприятия и оценки субъектом как собственных эмоций, так и самоотношения и эмоциональных свойств своей личности, что подтверждается наличием наибольшего количества значимых связей между категориями восприятия эмоций, с одной стороны, и такими характеристиками самоотношения личности, как самообвинение, самопривязанность, самоуверенность, саморуководство, а также со свойствами эмоциональной сферы личности (спонтанная агрессивность, импульсивность, депрессивность, раздражительность) - с другой.

· Выявлено, что категории восприятия собственных эмоций, в которых реализуется стратегия внутреннего наблюдателя, представлены в 1,5 раза большим количеством связей со свойствами личности по сравнению с категориями, отражающими стратегию внешнего наблюдателя. Установлено, что количество значимых корреляций между категориями восприятия эмоций в себе и личностными свойствами в 2 раза больше на уровне категориального, чем непосредственного восприятия. Выявленные связи дают основание говорить о том, что выбор субъектом восприятия эмоций стратегии внутреннего наблюдателя в большей мере, чем предпочтение им стратегии внешнего наблюдателя, открывает доступ к интроспективному познанию собственной личности (на результатах которого основаны ответы на вопросы личностных методик).

8. Сопоставление полученной в исследовании феноменологии с психологическими теориями эмоций показало, что отдельные теории имеют в качестве эмпирического основания лишь часть феноменологического поля восприятия эмоций. Поэтому можно рассматривать их как находящиеся в отношении дополнительности друг к другу (по аналогии с притчей о слоне и слепцах). Можно также предполагать, что психологические теории не только выводятся из накопленных обобщений, но и неявно основываются на интроспективном опыте автора (феноменологии восприятия им эмоций).

Полученные результаты открывают перспективы дальнейших исследований, которые состоят в изучении: 1) взаимосвязи феноменов восприятия и самовосприятия эмоций; 2) влияния личностных особенностей на характер непосредственного и категориального восприятия субъектом эмоций в другом; 3) гендерных особенностей категориального и непосредственного восприятия эмоций как в себе, так и в другом; 4) особенностей восприятия субъектом эмоциональных явлений в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

Страницы: 1 2 3 


Трансляция
Молекула белка представляет собой цепочку аминокислот. Аминокислотами называются органические (карбоновые) кислоты, содержащие, как правило, одну или две аминогруппы (~NH2) и кислотную группу СООН (отсюда и название — аминокислоты). Друг от друга аминокислоты отличаются химической группой, называемой радикалом (R). В табл. 4.1 перечисл ...

Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя: Дата рождения: 7 мая 1997 года Национальность: русская Для школьника: № школы, класс: 7 класс 49 школы Ранние обращения к психологу: не было Психологическое заключение: семейный кризис, кризис подроскового возраста Сведения о семье Мать: Васильева Кристина Викторовна, учитель Отец: Васильев Игорь Анатольевич, инжен ...

Как появляется игра?
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается? Детская игра – один из сложных теоретических вопросов. Изучение иг ...