Общие выводы
Страница 1

1. Теоретически и эмпирически обоснована возможность рассмотрения феномена восприятия субъектом эмоциональных явлений на 2-х уровнях восприятия (непосредственном и категориальном) через реализацию им 2-х стратегии (внутреннего и внешнего наблюдателя).

2. Основанием для выделения двух уровней восприятия эмоциональных явлений является степень опосредованности отражаемой в сознании эмоции. На уровне непосредственного восприятия субъект осознает наличие эмоции как таковой. На уровне категориального восприятия (опосредованного процессом мышления) эмоция выступает в качестве самостоятельного объекта анализа, обладающего определенными характеристиками и сопровождающегося внешними проявлениями. На данном уровне человек осознает, что выступает в качестве причин эмоций, а также как он получает знание об этих переживаниях.

3. Основанием для выделения стратегий восприятия эмоциональных явлений служит характер отношения между субъектом и объектом восприятия. Соответственно выделены две стратегии восприятия субъектом эмоций: внешнего и внутреннего наблюдателя. Стратегия внешнего наблюдателя состоит в том, что в процессе осознания эмоций субъект опирается на их “внешние проявления” или соотносит переживаемые эмоции с объектами, явлениями предметного мира. Стратегия внутреннего наблюдателя отражает меру влияния на процесс осознания эмоций личного опыта воспринимающего, а также его стремление “привязать” эмоцию к другим психическим и физиологическим явлениям своего внутреннего мира.

4. В исследовании получено описание феноменологии процесса восприятия субъектом эмоциональных явлений как в себе, так и в другом. На уровне категориального восприятиясубъект отображает собственные эмоции, чаще реализуя стратегию внутреннего наблюдателя (обращается к причинам, породившим эти переживания, осознает их интенсивность и способ, посредством которого получает знание о качестве эмоциональных переживаний). Отображая эмоции в другом на этом же уровне, субъект чаще использует стратегию внешнего наблюдателя (осознает эмоции в другом через их экспрессивные проявления: речевые и звуковые средства экспрессии, выразительные движения, позу, эмоциональные действия человека, а также мимические средства экспрессии) .

· На уровне непосредственного восприятия

в отношении собственных эмоций и эмоций других людей стратегии меняются. Воспринимая эмоции в себе на этом уровне, субъект чаще реализует стратегию внешнего наблюдателя (осознает собственные эмоции как переживания отношения к некоторым объектам, жизненным событиям и ситуациям. Отображая эмоции в другом, субъект чаще осуществляет стратегию внутреннего наблюдателя (осознавая их по аналогии с собственными, “приписывая” другому человеку те же эмоции, которые переживает сам).

· В ответ на инструкцию описать собственные эмоции испытуемые приводят понятия, обозначающие эмоциональные явления в широком смысле: личностные черты, внешние проявления эмоций, психические состояния различной природы (мотивационные, волевые, тонические, тензионные). Описывая эмоции других людей, испытуемые используют менее разнообразный набор понятий, ограниченный в основном терминами, выражающими базовые эмоции.

5. Установлено, что особенности восприятия эмоциональных явлений в себе и в другом зависят от специфики профессиональной направленности сознания субъекта. Так, выявлены различия в характере восприятия эмоций между студентами - психологами и не психологами. В целом наибольшее число значимых различий обнаруживается между студентами-психологами и математиками, наименьшее - между психологами и филологами.

Страницы: 1 2 3


Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека. Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. Культуру, какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки, в основном в целях нормализации душевного состояния людей, т. е. в психотерапевтических целях. В колыбелях человеческой цивилиза ...

Функции и средства общения
Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека: 1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность пе ...

Категории вербальной агрессии
1. Замкнутость 2. Стремление возражать 3. Стремление обесценивать достижения и чувства другого. 4. Вербальная агрессия в форме шуток. 5. Блокировка и искажение информации. 6. Обличение и обвинение другого. 7. Критика и осуждение другого. 8. Опошление смысла происходящего. 9. Отказ в эмоциональной поддержке. 10. Угрозы 11. Обзы ...