Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных
учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»Страница 2
Занятие следует начать с того, что каждый назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагается написать свое имя на табличке. Не обязательно это будет настоящее имя, можно назвать себя по-другому. Если решили взять другое имя, то, представляясь, следует сказать и настоящее, а потом попытаться объяснить почему вы решили его сменить.
Упражнение «Учимся расслабляться»
Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерб интересам общения.
Прием № 1.
Сесть поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделать по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитать про себя до семи, а выдыхая – до девяти. Можно и без счета.
По окончании открыть глаза и рассказать, что чувствовали, выполняя это упражнение.
Прием № 2.
Этот способ расслабления называется «Волшебное слово». Когда мы волнуемся, можем произнести про себя это «волшебное слово», и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада» и любые другие. Главное, чтобы они помогали вам.
По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.
Прием № 3.
Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем.
Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.
Занятие 9-10 (2 ч.)
Цель: Развитие умения вести разговор.
Основные понятия: субличности, общение, наблюдательность.
Методические рекомендации
Проводится тренировка анализа собственных реакций в ситуации взаимодействия с другими людьми.
Упражнение. Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактными друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Затем ведущий предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза друг другу, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах.
Обсуждаются правила поведения в группе. Вывешивается плакат.
Форма проведения: Игровые занятия.
Занятие 11-12. (2 ч.)
Цель: Отработка умения слушать собеседника.
Основные понятия: анализ субличностей, наблюдательность.
Упражнения:
«Части моего Я»
Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается , ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так как получится, быть может, символически.
После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено.
Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили.
Игра–тренинг «Таможня».
Ведущий: «Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности. Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывести из страны уникальное ювелирное изделие» (в качестве «предмета контрабанды» используется реальный маленький предмет: ключ, монета). Кто хочет быть таможенником?»
Взявший на себя роль таможенника, выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «проносит контрабанду». Чтобы облегчить задачу, «таможеннику» предоставляют 2-3 попытки. После того, как в роли «таможенника» побывали два подростка, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий тоже побывал в роли и «таможенника», и «контрабандиста».
Проблема общения в зарубежной и отечественной литературе. Сущность
общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и тольк ...
ДНК как основа наследственности
Для психогенетики, главным объектом исследования которой является природа индивидуальных различий, ознакомление со структурой и механизмами функционирования ДНК важно для понимания того, как гены влияют на человеческое поведение. Гены само поведение не кодируют. Они определяют последовательности аминокислот в белках, которые направляют ...
Стадии процесса посредничества
Первый этап — с которого фактически уже начинается или может начаться деятельность посредника — это обращение человека к психологу за помощью в разрешении проблемной или конфликтной ситуации. Именно эта первая встреча во многом определяет, как будет далее строиться работа психолога с конфликтом и в какой профессиональной роли — психотер ...