Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»
Страница 5

Информация о психологии » Социально-психологические проблемы подготовки юношей и девушек к семейно-брачным отношениям » Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»

На следующем занятии педагог предлагает школьникам определение семьи как малой социальной группы, выполняющей определенные функции.

Проводит исторический обзор возникновения и развития семейных отношений мужчин и женщин в первобытном обществе. Знакомит с первой формой брачных отношений – групповой, затем родовым браком и возникновением парного брака. Вводит понятие патриархальной семьи – переход к моногамии. Характеризует понимание семейных отношений в различных религиозных учениях: буддизм, ислам, православие, протестантство. Дает определение семьи как ячейки общества. Объясняет влияние общественного строя на проявление семейных отношений.

Далее характеризует черты современной семьи: биархатный характер отношений, двупоколенность и молодежность, усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни, повышение авторитета и влияния женщины – матери, ослабление авторитарных рычагов влияния; более симметричное распределение обязанностей мужа и жены; демократизация взаимоотношений; изменение взглядов на главенство в семье, усиление, эмоциональных мотивов вступления в брак (любовь, симпатия, уважение); повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; экологическая независимость супругов; свобода и самостоятельность в решении вопросов выбора брачного партнера, создания семьи, развития семейных взаимоотношений. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.

На практических занятиях можно провести ролевые игры «Психологическая поддержка в семье», «Распределение домашних обязанностей», диспут «Женщина на работе и дома», проанализировать педагогические ситуации «Родители и дети».

Занятие 21-23. Проблемы семьи и одиночества. Личные интересы супругов и общие интересы семьи. (3 ч.)

Цель: Познакомить с кругом проблем современной молодой семьи, помочь осмыслить факторы преодоления данных проблем. Найти способы оптимального сочетания личных и семейных интересов.

Основные понятия: личность – семья; одиночество.

Методические рекомендации

На первом занятии педагог раскрывает содержание темы. Семья в настоящее время. Современное состояние российской семьи: статистика рождаемости, разводов, количества конфликтных и кризисных семей. Проблема одиночества и статистика. Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей.

Помощь в поиске спутника жизни и создании семьи: клубы общения, службы знакомства, вечера знакомств, тренинги общения и уверенности.

Причины трудностей семейной жизни: проблема совмещения семейных обязанностей с учебой или трудовой деятельностью, недостаточная подготовка к семейной жизни, отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины.

На последующих занятиях организуются диспуты на темы «Возможно ли одиночество вдвоем?», «Семейная жизнь: за и против?», «Одиночество: вина или беда?», «Нужно ли учиться умению жить в семье?»

Занятие 24-25. Этика общения в семье (2 ч.)

Цель: Показать значение общения в жизни семьи. Познакомить с техникой супружеского общения, помочь в овладении конкретных приемов общения.

Основные понятия: психологический климат семьи; семейное общение; законы семейного общения.

Методические рекомендации

На первом занятии педагог раскрывает содержание темы. Психологический климат семьи – основа семейных отношений. Эмоциональная общность супругов: сопереживание, сочувствие, взаимопонимание, культура речи.

Комплимент и его значение. Виды комплиментов: акцент на внешних данных, характере, общении.

Похвала. Одобрение. Поддержка.

Критика. Правила конструктивной критики: доброжелательность, выделение позитивных мотивов поведения, индивидуальный подход к личности критикуемого, положительная оценка личности в целом, эмоциональная поддержка, помощь в исправлении недостатков.

Спор. Определение и значение споров для развития семейных отношений. Ссора как проявление неконструктивного спора. Признаки ссоры. Способы профилактики и разрешения семейных ссор.

На втором занятии происходит разыгрывание и анализ конкретных ситуаций. Школьники обучаются выбору оптимального стиля поведения.

Проводятся упражнения «Комплимент», «Критика по кругу», «Горячий стул».

Задание на дом - «Овладение словарем разрешенных и запрещенных выражений в семейной жизни».

IV. Экономический блок (3 ч.)

Занятие 26-28. Семейный бюджет (3 ч.)

Цель: Показать значение семейного бюджета, научить составлять бюджет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Формирование педагогического общения учителя.
Для формирования полноценного педагогического общения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем : 1. Учитель должен способствовать формированию группы. 2. Учитель д ...

М. Женнинг и А. Жарден о психологии деловой женщины
Пожалуй, наиболее полно психология деловой женщины была изучена американскими докторами Маргарет Хеннинг и Анн Жарден. Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым и небезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных расстройств у бизнес-ле ...

ПТСР: общая характеристика и основные стадии развития. Посттравматическое стрессовое расстройство
В результате воздействия на личность травмирующего фактора, опасной, экстремальной ситуации может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство. Это вторичная, проявляющаяся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации реакция организма на травмирующее событие. ПТСР может иметь затяжной характер и повли ...