Диагностика умственного развития детей раннего возраста (Е.А. Стребелева)Страница 2
Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий. Принятие задания, складывает ли пирамидку самостоятельно, с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действия рук, результат и отношение к нему.
Задание 5. Парные картинки
Цели исследования: выявление уровня развития фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.
Оборудование: парные предметные картинки.
Процедура. Перед ребенком кладут 2 картинки (для второй подгруппы - 4). Точно такие же картинки находятся в руках у педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение. Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо соотносить парные картинки, затем предлагает соотнести 4 предметные картинки.
Оценка действий. Принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, результат и отношение к нему.
Задание б. Цветные кубики
Цели исследования: выявление сформированности зрительного восприятия цвета.
Оборудование: по 2 кубика двух основных цветов - красного, желтого (для второй подгруппы - четырех цветов).
Процедура. 2 кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой же, какой находится в руках у педагога. Затем педагог говорит. «Покажи, где красный, а теперь, где желтый (зеленый, синий)». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Скажи, какого цвета этот кубик».
Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог применяет сначала два цвета. Если ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое названия 2-3 раза.
Оценка действий. Принятие задания, уровень восприятия цвета, сличает ли цвета, выделяет ли по слову, называет ли основные цвета, результат и отношение к нему.
За
дание 7. Разрезные картинки
Цели исследования: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на 2 части (для второй подгруппы - 3 части).
Процедура. Педагог показывает ребенку 2 части картинки и просит: «Сделай целую картинку!»
Обучение. Если ребенок не выполняет задание, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, результат и отношениё к нему.
Задание 8. Конструирование из палочек
Цели исследования: выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение действовать по подражанию, по образцу.
Оборудование: 6 плоских палочек одного цвета.
Процедура. Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «домик») и просят его сделать такую же. Для младших детей фигура предлагается из 2 палочек, для второй подгруппы - из 3.
Обучение. Если задание не выполняется по образцу, его предлагают сделать по подражанию. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник вначале по образцу, затем по показу, а если он не выполняет по показу, то по подражанию.
Оценка действий. Принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.
Задание 9. Достань тележку!
Цели исследования: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, возможности использования вспомогательного средства.
Сущность репрезентативных систем.
Предикаты
Под предикатом понимается то, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущениях слова, указывающие на определенную репрезентативную систему (аудиальную, визуальную, кинестетическую).
Так какую же ценность имеет знание об использование предикатов в речи партнера по коммуникации? Использование предикатов – это главный индик ...
Проблемные формы межличностных отношений
Агрессивные дети.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности ус ...
Гештальтпсихология
Функциональная психология и бихевиоризм возникли в значительной мере как реакция на структурализм. Примерно к этому же времени относится возникновение другого альтернативного структурализму направления — гештальтпсихологии. Гештальтпсихология явилась протестом против представлений о психическом как сумме отдельных независимых психически ...