Возрастные кризисы
Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым .
В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития :
новорожденный (1-10 дней);
грудной возраст (10 дней - 1 год);
раннее детство (1-3 года);
первое детство (4-7 лет);
второе детство (8-12 лет);
подростковый возраст (13-16 лет);
юношеский возраст (17-21 год);
зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;
второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);
пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);
старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);
долгожители (90 лет и старше).
Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
1. Детство , включая младенчество (0- 7 года)
2. Школьный возраст ( 7 – 16 лет)
3. Юность ( 16 -20 лет)
4. Молодость ( 20-30 лет)
5. Взрослость ( 30 -60 лет)
6. Пожилой возраст и старость ( 60 - … лет )
Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности в
психологической науке. Определение гиперактивности
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливост ...
Примеры проведения социально-психологического тренинга
Предлагаются упражнения для проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения.
«Знакомство»
Участники садятся в круг. Им предложено задуматься о том, ...
Проблема профессиональной и личностной подготовки
тренеров в России
На эффективность социально-психологического тренинга влияют, как мы убедились, множество факторов. Важно учитывать культурные особенности общества при разработке программы тренинга, важно внимательно относиться к подбору группы и выбору программы для конкретной группы, важно следовать определенной этике поведения и преследовать исключит ...