Объект, предмет, организация, этапы исследованияСтраница 1
Объект исследования
- психологические особенности СПК трудовых коллективов фирмы ООО "Коктейль" и ее структурных подразделений.
Предмет исследования
– социально-психологические факторы, обусловливающие доминирующие СПК в конкретных подразделениях и в организации в целом.
Цели
– изучить состояние СПК и факторы его определяющие.
Задачи:
- Выявить структуру взаимоотношений в подразделениях;
- Определить характеристики СПК коллектива;
- Изучить отношение сотрудников к различным аспектам своей деятельности;
- Определить особенности стиля руководства в исследуемых подразделениях;
- Изучить особенности психологических характеристик личности руководителей структурных подразделений и фирмы.
Основная
гипотеза исследования.
СПК трудовых коллективов предприятий ресторанного бизнеса определяется доминирующей ролью неформальных взаимоотношений при малозначимом влиянии стиля руководства на этот процесс.
Из основной вытекают частные гипотезы исследования
:
1. СПК каждого подразделения имеет свою специфику при наличии общих факторов, влтяющих на особенности организации и управления фирмой в целом.
2. В небольших коллективах предприятий ресторанного бизнеса на СПК влияет взаимная поддержка и характер эмоциональных связей между сотрудниками.
3. На эффективность функционирования фирмы существенное влияние оказывает организация морального и материального стимулирования деятельности сотрудников.
4. Оперативность руководства и его результативность в наибольшей степени зависят, - в среднем управленческом звене, - от коммуникативных умений, а на высшем уровне, от умения ппрогнозировать ситуации и добиваться исполнения принятых решений.
Методы исследования
.
В исследовании применялись следующие методы: наблюдения, беседы, шкалирования, социометрии и референтометрии, метод экспертных оценок, тестирование.
Наблюдение
-
метод психологической диагностики, научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.
В исследовании использовалось включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как бы “изнутри”, и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.
Тесты и опросники (индивидуальные и групповые
).
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
Опросники
- это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.
В опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Как правило, в личностных опросниках не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.
Беседа
– метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так для уточнения выводов, полученных другими методами. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов.
Выявление социометрической структуры группы
.
Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?
Методика определения стиля руководства коллективом, разработанная Захаровым В.П. на основе опросника Журавлева А.Л. Нами использовался сокращенный вариант, состоящий из 16-ти групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива [113, с.93]. (Приложение 2)
Отношение к сверстникам у популярных и
непопулярных дошкольников
Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым ...
Анализ уровня социально-психологической напряженности в организации
Предлагаемая нами методика не только констатирует наличие социальной напряженности, но и отслеживает ее динамику. Целесообразно выделить 5 уровней социальной напряженности в организации, которые можно зафиксировать с помощью оценки показателей. Конструируя такую шкалу, мы исходили из того, что ее минимальный фоновый уровень всегда прису ...
Общая характеристика профессии
Мы провели профессиографическое исследование профессии инженер-проектировщик аэродромов и постарались получить полное представление об этой профессии. Таким образом, проанализировав данные из литературы, а также данные анкетирования, мы смогли сделать следующие выводы.
Профессия инженер-проектировщик аэродромов на данный момент являетс ...