Идеомоторные методы как способ преодоления стрессаСтраница 5
В предметном действии, то есть реально выполняемом движении, процесс состоит из двух основных этапов – программирования и исполнения, которые тесно взаимосвязаны: в программировании формируются управляющие сигналы, а восприятие ситуации после исполнения дает информацию для очередного программирования (рис. 2).
Рис. 2 - Общая схема управления двигательным актом (модификация схемы Н.А. Бернштейна)
Психофизиологическими исследованиями доказано, что «если сохраняется возможность перевода обработки информации и осуществление рефлекторного ответа на низших звеньях интеграции нервных клеток, происходит переключение нервной системы на филогенетический уровень». То есть систематически повторяемая часть двигательного акта автоматизируется и в дальнейшем осуществляется без осознания процесса, причем команды к мышцам тесно взаимосвязаны с типичными ответными сигналами. Автоматизация движения приводит к тому, что фокус внимания при выполнении освоенного упражнения смещается в блок переработки информации с целью создания (а часто просто выбора из имеющихся вариантов) адекватной команды мышцам, дальнейшее выполнение которой уже автоматизировано и практически предсказуемо мозгом. Так происходит формирование идеомоторного образа движения, появление которого в сознании генерирует комплекс сигналов к мышцам. Если нет необходимости выполнения движения, то нервная система снижает интенсивность сигнала до уровня, который не вызывает сокращение мышц, то есть тормозится выполнение движения. Но сигналы от идеомоторного образа воспринимаются и могут осознаваться: каждый, наверное, может вспомнить «мышечный трепет» перед решающим движением. Психофизиологические изменения активности нервной системы в результате мыслительной деятельности широко известны – на этом принципе основана работа «детектора лжи». Активизация идеомоторного образа формирует образ ответного изменения ситуации как наиболее вероятного развития событий в случае выполнения действия. Активное использование представления и воображения для создания в сознании образа измененной ситуации при возможном выполнении движении завершают кольцо идеомоторного акта (рис. 3).
Рис. 3 - Схема идеомоторного акта
Данный алгоритм работы с двигательными образами является основой идеомоторной тренировки, когда мысленное выполнение действий используется для проверки или увеличения готовности к их реальному выполнению, повышения уверенности в успехе, закрепления изученного упражнения и т.д. При этом часть сигналов может доходить до мышц, и тогда происходит имитация движений с акцентированием его основных моментов. Если у человека развита способность к идеомоторике, то есть существует повышенная чувствительность моторной системы к сознательным и бессознательным образам, выполнение движения может происходить без осознания инициирующего его идеомоторного образа и восприниматься как управление внешней силой.
В данной теоретической части исследования по проблеме преодоления психологического стресса посредством идеомоторных методов была разделена на три составные части, в которых мы подробно рассмотрели:
¾ проблему стресса в психологии, были рассмотрены основные механизмы возникновения психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения стресса;
¾ научные концепции и статистические исследования по проблеме стресса, такие как, первое исследование Ганса Селье давшее начало концепциям Лазаруса, Александровского, Черепановой, О.С. Копиной, Е.А. Сусловой, Е.В. Заикина, В. Зигерта, Л. Ланга, О.Б. Долгинова и Е.Б. Красновой и Д. Хоффельда;
¾ третья часть полностью была посвящена идеомоторным методам, как способу преодоления психологического стресса. Здесь была рассмотрена сущность идеомоторики, ее эффективность в психорегуляции эмоционального состояния с помощью целенаправленно созданных мысленных образов для изменения психического состояния.
Навык в процессе усвоения. Определение
навыка, его формирование
Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн). Однако сама проблема навыка трактуется до сих пор неоднозначно — от его фетишизации (бихевиоризм, необихевиоризм) до практическ ...
Основные направления психологической помощи взрослым, оказавшимся в
кризисной ситуации
Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (ОСР). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.
Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач 1998). В ча ...
Трансляция
Молекула белка представляет собой цепочку аминокислот. Аминокислотами называются органические (карбоновые) кислоты, содержащие, как правило, одну или две аминогруппы (~NH2) и кислотную группу СООН (отсюда и название — аминокислоты). Друг от друга аминокислоты отличаются химической группой, называемой радикалом (R).
В табл. 4.1 перечисл ...