Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 3

-Идеомоторные образы в обучении технике движений:

наиболее широкое применение идеомоторная тренировка нашла в обучении двигательным действиям и в совершенствовании техники их выполнения. В теории поэтапного формирования умственных действий, модифицированной к двигательному обучению, выделяется 5 уровней освоения действия, и наивысшим из них является создание идеомоторного образа движения (таблица 1).

Таблица 1

Название этапа

Методы

1

Ознакомление с общей структурой и алгоритмом движения

демонстрация, объяснение

2

Изучение отдельных элементов движения

разделение движения на отдельные элементы и освоение их

3

Целостное выполнение под внешним контролем

целостное выполнение в медленном темпе под внешние команды

4

Целостное выполнение под внутренним контролем

Самостоятельное выполнение

5

Объединение логического и перцептивного представлений в идеомоторный образ

многократное повторение в вариативных условиях

Работа с идеомоторными образами уже изученных движений обычно проводится для создания уверенности в успехе будущего выполнения, исправления технических ошибок, настройки на предстоящую деятельность и т.п. У различных людей существует разная способность к идеомоторной тренировке, которая обусловлена, на наш взгляд, особенностями нервной системы. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Конкретные особенности и методика проведения идеомоторной тренировки определяется поставленными задачами, имеющимися условиями, опытом работы, как ведущего, так и занимающегося и другими факторами.

В отдельных видах человеческой деятельности от исполнителя требуется выполнение действий, которые еще ему не знакомы. В работе актера, педагога, дипломата и т.д. нужна способность к перевоплощению в новые роли, и от достоверности исполнения новых действий зависит общий результат деятельности. Так, например, с помощью идеомоторного механизма актер может передать такие нюансы позы или движения, которые обычно остаются вне фокуса внимания, но в совокупности повышают достоверность исполняемой роли. История театра знает немало случаев, когда при хорошем «вхождении» в образ роль сама идеомоторно «вела» актера, иногда приводя к отступлению от сценария. Отдельно можно выделить перевоплощение в животных, которое производится в сюжетных постановках, детских играх, «звериных» стилях единоборств и т.д. В процессе копирования типичных форм поведения имитируемого животного нередко тело как бы само подсказывает новые движения, и происходит это тоже благодаря идеомоторике.

Теория уровневого построения движения:

структура движения физиологически была обоснована и наглядно изложена в теории уровневого построения движения Николая Александровича Бернштейна. В результате своих исследований он выделил четыре фазы мыслительной работы, которую человек проводит перед выполнением любого движения:

1. Восприятие и оценка ситуации: объединение сигналов, поступающих от анализаторов, в единый образ текущей ситуации и анализ ее с позиции достижения цели.

2. Построение модели желаемого будущего: постановка цели действия, создание образа ситуации, которая должна быть достигнута в результате выполнения действия.

3. Создание алгоритма действия: определение последовательности операций, необходимых для перехода от текущей ситуации к желаемой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Приемы предупреждения конфликтов
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием б ...

Роль эмоций в адаптации человека и ее нарушении
Эмоции всегда сопровождают наше поведение. Но когда эмоций слишком много, наступает состояние, определяемое как нервно-психическое напряжение (НПН). Исследования Т.А. Немчина ( 4 ) позволили говорить о существовании трех стадий НПН: НПН-1 (слабое), НПН-2 (средне-выраженное), НПН-3 (резко выраженное, чрезмерное). А) Для стадии слабого Н ...

Понятие о предмете психологии
Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности ...