Идеомоторные методы как способ преодоления стрессаСтраница 4
4. Конкретизация исполнительских систем: определение конкретных систем-реализаторов алгоритма и команд, необходимых для выполнения действия. В результате наш мозг формирует комплект сигналов к мышцам.
В процессе выполнения движения фазы мыслительной работы регулярно повторяются, обеспечивая механизм обратной связи и коррекцию движения. Само же движение выполняется через активацию различных участков центральной нервной системы (ЦНС), и по характеру выполняемого движения Н.А. Бернштейн предлагает выделять пять уровней (таблица 2).
Таблица 2
Содержание |
Участок ЦНС |
Пример | |
A |
уровень палеокинетических регуляций |
рубро-спиальный |
статические позы: за рулем, в танце, во сне, тонус мышц |
B |
уровень синергий |
таламо-паллидарный |
циклические и повторяемые движения: шаг в беге, гребок в плавании |
C |
уровень пространственного поля |
пирамидально-стриарный |
пространственная «привязка»: попасть в цель, взять объект |
D |
уровень действий (смысловых цепей) |
теменно-премоторный |
достижение цели: открыть дверь, снять шляпу |
E |
уровень индивидуального артистизма |
кора больших полушарий |
Особенности почерка, походки |
Комплекс движений, который имеет конкретную смысловую цель (уровень D), является целостным действием, и в повседневной жизни мы преимущественно оперируем именно действиями, не анализируя составляющие его компоненты. В каждом движении обычно задействованы несколько уровней, но ведущим является только один из них, в зависимости от главной цели действия. Обучение движению происходит от уровня А до уровня Е или наоборот, но для успешного освоения следует сохранять последовательность использования уровней и идеомоторные образы могут использоваться на любом этапе работы.
В процессе изучения действия как целенаправленного комплекса движений формируется его идеомоторный образ, который используется в дальнейшем уже в «свернутой» форме: активизация образа вызывает последовательное выполнение составляющих движений. Психофизиологические особенности конкретного человека – подвижность нервных процессов, дифференциация мышечных усилий, быстрота восприятия и переработки проприоцептивной (т.е. от рецепторов двигательной анализаторной системы), визуальной и другой информации, придают стандартным движениям уникальную индивидуальность. Эта индивидуальность тоже закрепляется в идеомоторном образе выполняемого действия и проявляется в координированности, энергетической стоимости, амплитуде, темпе, ритме и других его характеристиках.
Дальнейшее развитие идей о механизмах управления движением отражено в теории функциональной системы П.К. Анохина. Ее автор выделил 4 компонента афферентного синтеза, формирующего цель действия, и ввел понятие акцептора результата действия как механизма моделирования ожидаемого результата и сравнения его с результатом, полученным в действительности (рис. 1).
Рис. 1 - Схема функциональной системы поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1978)
Наиболее полная функциональная модель предметного действия, которая известна мне сегодня, разработана Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко в результате комплексного исследования психомоторики человека. Психофизиологический механизм идеомоторики имеет много общего с механизмом предметного действия, поэтому рассмотрим его формирование в процессе преобразования двигательного акта в идеомоторный.
Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольст ...
Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)
Далее анализируются представления отечественных и зарубежных исследователей относительно проблемы репрезентации эмоций в сознании. Установлено, что эмоции осознаются, вербально перерабатываются и категоризуются языковой личностью ( В. И. Шаховский, 1991). Возможно существование как актуально, так и ретроспективно осознаваемых эмоциональ ...
Смысловая сфера женщины в период беременности. Смысловое переживание материнства
Понятие «переживание» восходит корнями к интроспективной психологии, классической психологии сознания. В отечественной психологии уже в начале прошлого века четко обозначилась тенденция к различению непосредственного переживания и его научного познания, которое всегда опосредствованно. Именно в таком контексте переживание приобрело стат ...