Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 4

4. Конкретизация исполнительских систем: определение конкретных систем-реализаторов алгоритма и команд, необходимых для выполнения действия. В результате наш мозг формирует комплект сигналов к мышцам.

В процессе выполнения движения фазы мыслительной работы регулярно повторяются, обеспечивая механизм обратной связи и коррекцию движения. Само же движение выполняется через активацию различных участков центральной нервной системы (ЦНС), и по характеру выполняемого движения Н.А. Бернштейн предлагает выделять пять уровней (таблица 2).

Таблица 2

Содержание

Участок ЦНС

Пример

A

уровень палеокинетических регуляций

рубро-спиальный

статические позы: за рулем, в танце, во сне, тонус мышц

B

уровень синергий

таламо-паллидарный

циклические и повторяемые движения: шаг в беге, гребок в плавании

C

уровень пространственного поля

пирамидально-стриарный

пространственная «привязка»:

попасть в цель, взять объект

D

уровень действий (смысловых цепей)

теменно-премоторный

достижение цели:

открыть дверь, снять шляпу

E

уровень индивидуального артистизма

кора больших полушарий

Особенности почерка, походки

Комплекс движений, который имеет конкретную смысловую цель (уровень D), является целостным действием, и в повседневной жизни мы преимущественно оперируем именно действиями, не анализируя составляющие его компоненты. В каждом движении обычно задействованы несколько уровней, но ведущим является только один из них, в зависимости от главной цели действия. Обучение движению происходит от уровня А до уровня Е или наоборот, но для успешного освоения следует сохранять последовательность использования уровней и идеомоторные образы могут использоваться на любом этапе работы.

В процессе изучения действия как целенаправленного комплекса движений формируется его идеомоторный образ, который используется в дальнейшем уже в «свернутой» форме: активизация образа вызывает последовательное выполнение составляющих движений. Психофизиологические особенности конкретного человека – подвижность нервных процессов, дифференциация мышечных усилий, быстрота восприятия и переработки проприоцептивной (т.е. от рецепторов двигательной анализаторной системы), визуальной и другой информации, придают стандартным движениям уникальную индивидуальность. Эта индивидуальность тоже закрепляется в идеомоторном образе выполняемого действия и проявляется в координированности, энергетической стоимости, амплитуде, темпе, ритме и других его характеристиках.

Дальнейшее развитие идей о механизмах управления движением отражено в теории функциональной системы П.К. Анохина. Ее автор выделил 4 компонента афферентного синтеза, формирующего цель действия, и ввел понятие акцептора результата действия как механизма моделирования ожидаемого результата и сравнения его с результатом, полученным в действительности (рис. 1).

Рис. 1 - Схема функциональной системы поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1978)

Наиболее полная функциональная модель предметного действия, которая известна мне сегодня, разработана Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко в результате комплексного исследования психомоторики человека. Психофизиологический механизм идеомоторики имеет много общего с механизмом предметного действия, поэтому рассмотрим его формирование в процессе преобразования двигательного акта в идеомоторный.

Страницы: 1 2 3 4 5


Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой ...

Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. У людей "среднего ума" ...

Логика и язык
Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Труд способствовал выделению человека из среды животных, явился фундаментом в возник­новении у людей сознания (в том числе мышления) и языка. Мышление неразрывно связано с языком. Язык, по выражению К. Маркса, есть непосре ...