Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Страница 5

Информация о психологии » Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста » Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

На обоих графиках представлены различия. Мы видим, что среди детей старшего дошкольного возраста в данной выборке испытуемых наибольшая критика других детей или их исправление в процессе игры отмечается у ребят с высоким уровнем самооценки. У детей с заниженным уровнем самооценки также велика доля критики детей. Но при этом имеются дети, не использовавшие исправлений или каких-либо замечаний относительно других детей.

Также мы видим на графике (рис. 16), что среди детей с адекватной самооценкой используются критика и исправления, но в меньших количествах. Преимущественно нейтральное отношение в данной группе детей лидирует.

Итак, мы видим, что имеются различия в проявлениях самооценки в наличие критики, исправлений других детей или в ее отсутствии.

Таким образом, на основании проведенной методики – наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры нами было выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности проявления самооценки проявляются в зависимости от уровня самооценки у ребенка-дошкольника 6 – 7 лет.

Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

Для определения наиболее популярных детей и наиболее отвергаемых детей нами была проведена социометрическая методика «Два домика». Кроме этого, данный тест был направлен на сопоставление его результатов с особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Нами были получены данные, которые подверглись количественной и качественной обработке (приложение 7, таблица 21).

Для обработки полученных данных за основу нами были приняты следующие показатели: 4 и более баллов – «социометрические звезды»; от 1 до 3 – общительные, подвижные дети, в своей группе могут быть лидерами; 0 баллов – тихие, малоактивные дети; - 1 и меньше баллов – отвергаемые дети [32 , с. 102].

В результате нами были получены следующие данные: 43 % (33) детей являются «социометрическими звездами», то есть дети, пользующиеся авторитетом; 21 % (7) детей – активные, но нередко конфликтные дети; 18 % (6) детей – отвергаемые сверстниками дети, чрезмерно конфликтующие и негативно настроенные; и 18 % (6) детей – спокойные ребята, предпочитающие общение с малым кругом друзей.

Нами было отмечено, что среди детей, не популярных в группе, то есть отвергаемых детей все испытуемые данной выборки имели заниженную самооценку. Среди этих детей можно выделить внешне малопривлекательных, а также нервозных и чрезмерно конфликтных, не умеющих налаживать отношение с другими.

Среди детей наиболее популярных наблюдаются дети с адекватной и заниженной самооценкой. В данном случае с заниженной самооценкой являются ребята, внешне привлекательные, предпочитающие общение с постоянным кругом друзей, почти не конфликтующие и готовые принять в игру других детей. Дети с адекватной самооценкой здесь характеризуются привлекательной внешностью, уверенностью в себе и активностью.

Дети с высокой самооценкой попали в группу активных, но постоянно конфликтующих детей, довольно часто обижаются и легко обижают других людей.

Таким образом, нами было выяснено, что между детьми с разными уровнями самооценки в ее проявлении имеются свои особенности – по некоторым характеристикам были сходны между собой, а по другим отличались.

В целом дети с высокой самооценкой более активны и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях и пассивность.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Детский алкоголизм в России
О проблеме детского алкоголизма в России специалисты впервые заговорили в начале 90х гг. И с каждым годом этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически употребляющих алкоголь, увеличилось почти в три раза. Наркологи оказывают помощь 15-, 14 и даже 12-лет ...

Становление произвольной памяти. Развитие опосредованного и произвольного запоминания
В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка.[22] Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое - это придание процессам запоминания произвольного характера, второе - ...

Направление переформирования запроса на оказание психологической помощи
В результате анализа ситуации выяснилось, что психологическая помощь нужна больше маме девочки. Бланк запроса на психологическую помощь (с учетом переоформления запроса) Содержание запроса Ф.И.О. (код) запрашиваемого Контактный телефон (контактное время) Примечания Жалобы мамы, что ее 12-летняя дочь не выполняет поруч ...