Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей
старшего дошкольного возрастаСтраница 5
На обоих графиках представлены различия. Мы видим, что среди детей старшего дошкольного возраста в данной выборке испытуемых наибольшая критика других детей или их исправление в процессе игры отмечается у ребят с высоким уровнем самооценки. У детей с заниженным уровнем самооценки также велика доля критики детей. Но при этом имеются дети, не использовавшие исправлений или каких-либо замечаний относительно других детей.
Также мы видим на графике (рис. 16), что среди детей с адекватной самооценкой используются критика и исправления, но в меньших количествах. Преимущественно нейтральное отношение в данной группе детей лидирует.
Итак, мы видим, что имеются различия в проявлениях самооценки в наличие критики, исправлений других детей или в ее отсутствии.
Таким образом, на основании проведенной методики – наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры нами было выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности проявления самооценки проявляются в зависимости от уровня самооценки у ребенка-дошкольника 6 – 7 лет.
Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.
К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).
Для определения наиболее популярных детей и наиболее отвергаемых детей нами была проведена социометрическая методика «Два домика». Кроме этого, данный тест был направлен на сопоставление его результатов с особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были получены данные, которые подверглись количественной и качественной обработке (приложение 7, таблица 21).
Для обработки полученных данных за основу нами были приняты следующие показатели: 4 и более баллов – «социометрические звезды»; от 1 до 3 – общительные, подвижные дети, в своей группе могут быть лидерами; 0 баллов – тихие, малоактивные дети; - 1 и меньше баллов – отвергаемые дети [32 , с. 102].
В результате нами были получены следующие данные: 43 % (33) детей являются «социометрическими звездами», то есть дети, пользующиеся авторитетом; 21 % (7) детей – активные, но нередко конфликтные дети; 18 % (6) детей – отвергаемые сверстниками дети, чрезмерно конфликтующие и негативно настроенные; и 18 % (6) детей – спокойные ребята, предпочитающие общение с малым кругом друзей.
Нами было отмечено, что среди детей, не популярных в группе, то есть отвергаемых детей все испытуемые данной выборки имели заниженную самооценку. Среди этих детей можно выделить внешне малопривлекательных, а также нервозных и чрезмерно конфликтных, не умеющих налаживать отношение с другими.
Среди детей наиболее популярных наблюдаются дети с адекватной и заниженной самооценкой. В данном случае с заниженной самооценкой являются ребята, внешне привлекательные, предпочитающие общение с постоянным кругом друзей, почти не конфликтующие и готовые принять в игру других детей. Дети с адекватной самооценкой здесь характеризуются привлекательной внешностью, уверенностью в себе и активностью.
Дети с высокой самооценкой попали в группу активных, но постоянно конфликтующих детей, довольно часто обижаются и легко обижают других людей.
Таким образом, нами было выяснено, что между детьми с разными уровнями самооценки в ее проявлении имеются свои особенности – по некоторым характеристикам были сходны между собой, а по другим отличались.
В целом дети с высокой самооценкой более активны и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях и пассивность.
Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей практической социальной работ ...
Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у
подростков с их социальным положением в группе
В практической части для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе мы использовали методику «Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Приложение 1), а затем провели социометрию.
Для начала мы дадим характеристику методу опроса.
Опрос - ...
Характеристика рабочего места
Инженеры – проектировщики аэродромов в основном находятся в кабинетах, за чертежными столами, готовя очередной проект. Либо выезжают в командировки на место бедующего или уже имеющегося строительства. Собирают информации, знакомятся с местностью, наблюдают за ходом выполнения проекта, делают свои коррективы. Если говорить об офисном мес ...