Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей
старшего дошкольного возрастаСтраница 2
Больше 75% детей старшего дошкольного возраста распределяли себя на первую и вторую ступени лесенки. Мы можем предположить, что для данной выборки испытуемых значимыми качествами для самооценки являются умственные качества, внешность и старание.
На основании таблицы 14 (приложение 4) построим график для переменных: здоровье, красота, доброта, старание (рис. 3).
На рис. 3 мы видим, что переменная «здоровье» зрительно отличается от остальных переменных (красота, доброта, старание).
Рис. 3. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г по переменным «ум, красота, старание».
На основании показаний нижней и верхней квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по переменной «здоровье» принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и очень высокому уровням самооценки. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по переменной «здоровье» ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень.
Это может указывать на сильную самокритичность к себе, в том числе и под влиянием мнений значимого окружения для ребенка старшего дошкольного возраста (приложение 3).
Наибольшее распределение выборки по переменной «здоровье» сконцентрировано на второй ступени.
На основании таблицы 15 (приложение 4) построим график для всех переменных: хороший, ум, здоровье, красота, доброта, счастье, сила, смелость, старание (рис. 4).
На рисунке 4 видна зависимость между переменной «красота» и переменными «хороший, ум, здоровье, доброта, счастье, сила, смелость, старание.
По критерию «доброта» 100% испытуемых старшего дошкольного возраста проставили себя на первую и вторую ступень, что может указывать на высокий уровень самооценки по данному показателю.
По переменным «сила» и «смелость» на основании показаний квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по двум переменным принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по данным переменным ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень – переменная «сила» и с третью по шестую ступень – по переменной «смелость». По высказываниям детей в данной выборке (прлиожение3) можно предположить, что сила и смелость имеют высокую значимость для ребят. О развитости своей силы и смелости они судят чаще всего по результатам своих действий «…занимаюсь борьбой, всегда выигрываю…» / «…не побеждаю, когда дерусь, сил нет .».
Для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраст нами была использована методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Используемая методика носит проективный характер изучения личности детей старшего дошкольного возраста, основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста (приложение 5).
Рис. 4. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г. по переменным «хороший, ум, здоровье, красота, доброта, счастье, сила, смелость, старание».
Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов – низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов – средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов – очень высокий уровень, завышенная самооценка [13, с. 64; 14, с. 217 – 218].
С помощью предоставленных баллов было выявлено количественное соотношение уровней самооценки в данной выборки у детей старшего дошкольного возраста (приложение 5, таблица 16).
На основании анализа результатов, были получены следующие данные: 55% (18) детей имеют заниженную самооценку, 30% (10) детей – адекватную самооценку, 15% (5) – завышенную самооценку (приложение 5, таблица 16).
Важно отметить, что при проведении методики «Лесенка» в большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем количестве на последующие ступени. А при проведении методики «Нарисуй человека» были получены результаты, немного отличающиеся от первой методики.
Такое различие можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени, чем это следовало из их ответов. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя не совершенным.
Педагогическое общение
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и ме ...
Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Современные отечественные исследователи считают, что для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов.
Исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе предполагает рассмот ...
Юридическая психология
Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфичны лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особеннос ...