Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов)Страница 1
ФИО ребенка Возраст _
Дата заполнения _
Заполнил: родитель, психолог, педагог _
Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны.
Агрессивность
В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки.
Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника; кусается; плюется; походя, ударяет встречных.
Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
Вербальная: ругается, говорит обидные, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет, пугает других.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит стукнуть себя еще раз.
Вспыльчивость
В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать книгу, пособие, плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово.
Негативизм
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
Как отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность
В движениях: поворачивается спиной, утрирует движения на занятиях; падает с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого.
Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-нибудь наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость
(эмоциональная неустойчивость)
В мимике недовольное выражение лица, плачет. Как реакция на препятствие обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса.
Конфликтность
Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на со
стояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
Как трудность переключения: не уступает игрушек.
Эмоциональная отгороженность
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей.
Дурашливость
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает в движениях.
Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.
Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя.
Нерешительность
В социальных отношениях: избегает устного опроса; не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх, проявляет застенчивость, стесняется новых людей.
Общая характеристика общения. Понятие и виды общения
Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информаци ...
Когнитивно-поведенческая психотерапия ПТСР
Основана на представлениях, в соответствии с которыми чувства и поведение человека определяется не ситуацией, в которой он оказался, а его восприятием этой ситуации. Другими словами, определенным образом реагируя на внешний стресс, человек вырабатывает в себе определенную модель поведения — привычную реакцию, не всегда правильную. И эта ...
Выводы
Обобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Проявление застенчивости разнообразно: подросток чувствует себя неуверенно, с ...