Факторы влияющие на образование коллектива.Страница 1
Коллектив развивается по определенным законам. Вне зависимости от формы коллектива законы неизменны и практически каждый коллектив проходит определенные стадии. На каждой из стадий взаимоотношения внутри группы строятся по-разному это – еще один из показателей прохождения стадий. Можно выделить следующие стадии развития коллектива.
1 стадия:
объединение людей.
2 стадия:
появление лидеров и аутсайдеров.
3 стадия:
появление конфликтов.
4 стадия:
разрешение конфликтов и объединение в сплоченный коллектив.
При классификации детских коллективов Г. Фортунатов [18] выделяет следующие их виды:
1) стихийно организующиеся коллективы;
2)
сознательно организующиеся коллективы;
3)
организуемые коллективы.
П. Загорский предложил следующую схему характеристики детского коллектива:
1. Число членов и возраст детского коллектива.
2. Из какой среды дети пришли в коллектив?
3. Каковы основные занятия данного коллектива?
4. Какова форма его организации? Характеристика вожаков, степень их влияния: в чем оно проявляется?
5. Есть ли борьба между вожаками и массой? Между вожаками друг с другом? Между вожаками и педагогом?
6. Насколько инициативна масса? В чем ее основные интересы?
7. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива? С другими коллективами? С педагогом?
8. Какие группировки внутри коллектива? Вокруг чего и кого? Насколько устойчивы?
9. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?
10. Как коллектив влияет на отдельных детей? Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе?
Без лидера ни одна группа, ни один коллектив существовать не может. Лидер - это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе.
Лидерство
- степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
Д.Б. Эльконин говорит о лидерстве, как о вожачестве. Он выделяет шесть ступеней развития этого социального явления.
Первая ступень - пассивное вожачество. Ребенок становится вожаком по отношению группе не в силу своего собственного желания воздействовать на поведение других детей, а в силу того, что другие дети подражают ему и следуют за ним. В таком случае вожак может осуществить свою функцию, ничего не зная о ней и не интересуясь ею. Уже здесь возникает вопрос о том, почему подражают именно этому ребенку, а не какому-либо другому, то есть о качествах самого вожака.
Вторая ступень - активное вожачество, проявляемое в отдельные моменты: «функция вожака переходит из рук в руки».
Третья ступень - активное вожачество, охватывающее значительные отрезки процесса общения, но не распространяющиеся на весь процесс.
Четвертая ступень - активное вожачество, охватывающее процесс сотрудничества в целом. Вожак руководит от начала до конца, «подчиняя себе всех членов коллектива в течение данной деятельности».
Пятая ступень - отличается от предыдущей тем, что в отдельные моменты основного вожака дополняет другой, который «не имеет вполне равноправного с главным вожаком значения».
На шестой ступени отмечается появление двух вполне равноправных вожаков, которые обладают каждый своей сферой влияния.
Исследование влияния стереотипов поведения на потребностно-мотивационную
сферу отечественных потребителей. Процедура исследования
Эмпирические задачи исследования:
1. выявить наличие установок поведения в потребностно-мотивационной сфере отечественных потребителей.
2. установить связь стереотипного поведения с потребностно-мотивационной сферой отечественного потребителя
3. определить степень влияния стереотипов на поведение отечественного потребителя
Гипотеза ...
Влияние аутотренинга на умственную работоспособность и свойства высшей
нервной деятельности.
Результаты по влиянию аутогенной тренировки на мою умственную работоспособность и свойства высшей нервной деятельности с применением таблицы Анфимова представлены в таблице.
Тип реакции
Число просмотренных знаков до аутотренинга, % к знакам простой реакции
Число просмотренных знаков после аутотренинга, % к знакам простой реакц ...
Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, ...