Факторы влияющие на образование коллектива.
Страница 1

Коллектив развивается по определенным законам. Вне зависимости от формы коллектива законы неизменны и практически каждый коллектив проходит определенные стадии. На каждой из стадий взаимоотношения внутри группы строятся по-разному это – еще один из показателей прохождения стадий. Можно выделить следующие стадии развития коллектива.

1 стадия:

объединение людей.

2 стадия:

появление лидеров и аутсайдеров.

3 стадия:

появление конфликтов.

4 стадия:

разрешение конфликтов и объединение в сплоченный коллектив.

При классификации детских коллективов Г. Фортунатов [18] выделяет следующие их виды:

1) стихийно организующиеся коллективы;

2)

сознательно организующиеся коллективы;

3)

организуемые коллективы.

П. Загорский предложил следующую схему характеристики детского коллектива:

1. Число членов и возраст детского коллектива.

2. Из какой среды дети пришли в коллектив?

3. Каковы основные занятия данного коллектива?

4. Какова форма его организации? Характеристика вожаков, степень их влияния: в чем оно проявляется?

5. Есть ли борьба между вожаками и массой? Между вожаками друг с другом? Между вожаками и педагогом?

6. Насколько инициативна масса? В чем ее основные интересы?

7. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива? С другими коллективами? С педагогом?

8. Какие группировки внутри коллектива? Вокруг чего и кого? Насколько устойчивы?

9. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?

10. Как коллектив влияет на отдельных детей? Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе?

Без лидера ни одна группа, ни один коллектив существовать не может. Лидер - это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе.

Лидерство

- степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Д.Б. Эльконин говорит о лидерстве, как о вожачестве. Он выделяет шесть ступеней развития этого социального явления.

Первая ступень - пассивное вожачество. Ребенок становится вожаком по отношению группе не в силу своего собственного желания воздействовать на поведение других детей, а в силу того, что другие дети подражают ему и следуют за ним. В таком случае вожак может осуществить свою функцию, ничего не зная о ней и не интересуясь ею. Уже здесь возникает вопрос о том, почему подражают именно этому ребенку, а не какому-либо другому, то есть о качествах самого вожака.

Вторая ступень - активное вожачество, проявляемое в отдельные моменты: «функция вожака переходит из рук в руки».

Третья ступень - активное вожачество, охватывающее значительные отрезки процесса общения, но не распространяющиеся на весь процесс.

Четвертая ступень - активное вожачество, охватывающее процесс сотрудничества в целом. Вожак руководит от начала до конца, «подчиняя себе всех членов коллектива в течение данной деятельности».

Пятая ступень - отличается от предыдущей тем, что в отдельные моменты основного вожака дополняет другой, который «не имеет вполне равноправного с главным вожаком значения».

На шестой ступени отмечается появление двух вполне равноправных вожаков, которые обладают каждый своей сферой влияния.

Страницы: 1 2


Исследование влияния стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу отечественных потребителей. Процедура исследования
Эмпирические задачи исследования: 1. выявить наличие установок поведения в потребностно-мотивационной сфере отечественных потребителей. 2. установить связь стереотипного поведения с потребностно-мотивационной сферой отечественного потребителя 3. определить степень влияния стереотипов на поведение отечественного потребителя Гипотеза ...

Влияние аутотренинга на умственную работоспособность и свойства высшей нервной деятельности.
Результаты по влиянию аутогенной тренировки на мою умственную работоспособность и свойства высшей нервной деятельности с применением таблицы Анфимова представлены в таблице. Тип реакции Число просмотренных знаков до аутотренинга, % к знакам простой реакции Число просмотренных знаков после аутотренинга, % к знакам простой реакц ...

Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, ...