ЗаключениеСтраница 1
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.
Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.
Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.
Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:
- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;
- самооценка от общей переходит к дифференцированной;
- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.
Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.
К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.
Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.
Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.
Приложение 1
Таблица 1. Данные по методике «Лесенка» Щур В.Г.
№ п/п |
Имя |
Хороший В. |
Ум В. |
Здоровье В. |
Красота В. |
Доброта В. |
Счастье В. |
Смелость В. |
Сила В. |
Старание В. |
Хороший Р. |
Ум Р. |
Здоровье Р. |
Красота Р. |
Доброта Р. |
Счастье Р. |
Смелость Р. |
Сила Р. |
Старание Р. |
Хороший Д. |
Ум Д. |
Здоровье Д. |
Красота Д. |
Доброта Д. |
Счастье Д. |
Смелость Д. |
Сила Д. |
Старание Д. |
1 |
Миша А. |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Катя А. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Женя В. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Вова В. |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
5 |
Лиза Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Юля И. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
6 |
7 |
Лера К. |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
6 |
2 |
8 |
Максим К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
Лиза К. |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Саша М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Юля П. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Надя С. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
Виталий Х. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
6 |
14 |
Вика К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
15 |
Захра Х. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
16 |
Лера Р. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
Лиза Р. |
5 |
1 |
5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
18 |
Алена А. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Маша А. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
20 |
Аня Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Слава Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
22 |
Лия Д. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
23 |
Кристина Ж. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
24 |
Ашот К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
25 |
Диляра К. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
26 |
Саша О. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5 |
2 |
1 |
5 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
27 |
Ваня П. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
28 |
Дима Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
29 |
Рубин Т. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
30 |
Рома Ш. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
31 |
Ярослав Ц. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
32 |
Настя Ш. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
33 |
Снежана О. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Социально-психологическая характеристика развития коллектива
Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда. Это определение относиться, прежде всего, к первичному (контактному) коллективу, который создается по организационно - производственному признаку. В первичном коллективе ...
Работа психолога в очаге экстремальной ситуации
Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказани ...
«Узелковый период» Кризис старости.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возмо ...